Тихоокеанская сельдь может заменить норвежскую
Из Владивостокского морского рыбного порта каждую неделю декабря в центральные регионы России уезжали по два поезда с рыбой. Каждый поезд имеет 50 вагонов и перевозит около двух тысяч тонн рыбной продукции.
В Тихом океане на данный момент самый пик сельдевой путины, и именно эта популярная рыба у народа — главный груз составов. Связано это с тем, что она должна полностью заменить норвежскую селедку, исчезнувшую с российских рынков после введения ответных мер на санкции Евросоюза.
В ходе беседы с заместителем директора порта Алексеем Златкиным мы узнали, что в порту грузопоток рыбы начал расти уже с октября.
- В месяц грузопоток увеличивается приблизительно на 20-25 процентов, а в выражении количественном — на 2-2, 5 тысячи тонн, — приводит он такие данные. — На сегодняшний день главная продукция — сельдь, треска, белорыбица и немного кальмара. Сельдь в основном привозится на судах, и отгрузка ее производится на автомобильный транспорт или на железнодорожный подвижной состав. С начала пика сельдевой путины мы уже отправили семь тысяч тонн сельди, а в декабре — больше десяти тысяч тонн.
Не так давно пришвартовались к причалам порта семь судов с замороженой рыбопродукцией. Поставлен даже некий рекорд, так как докеры обрабатывали одновременно сразу пять судов, работая по схемам «борт — склад», «борт — вагон».
На сегодняшний момент рыбаки в дальневосточном бассейне выловили уже 242,4 тысячи тонн сельди — это равняется 57 процентам ОДУ.
Рыбное импортозамещение — это вопрос не «возможностей» или «объемов» , а экономическая целесообразность, констатирует вице-президент Ассоциации рыбопромышленных организаций Приморья Александр Васьков.
- Сколько Россия вылавливает рыбы? По статистике, в прошлом году было выловлено больше четырех миллионов тонн. А сколько потребляет население? Рассчитывая потребление рыбы по регионам, в среднем выходит около 3,5 млн. Исходя из этого можно определенно сказать, что резерв есть и Россия может вполне обойтись и без поставок импортной рыбы, — считает Александр Васьков. — Другое дело, что большая часть рыбной продукции на данный момент отправляется на экспорт. Не так давно производители западной части страны покупали сельдь, привезенную из Европы, и отказались от приобретения тихоокеанской сельди. Поэтому дальневосточным рыбакам больше ничего не оставалось делать, как искать другие рынки сбыта. Все это доходило до смешного — на владивостокском рынке в прошлом году мы приобретали исландскую сельдь, которая привезена из Санкт-Петербурга.
Александр Васьков также отмечает, что большинство рыболовецких компаний стали искать потребителей рыбной продукции за рубежом, что называется, не от хорошей жизни.
- Вот пример. Пришло судно с грузом рыбы в пять-семь тысяч тонн. Соответственно, рыбаку надо все побыстрей продать, а полностью купить весь груз может себе позволить только пара компаний, которые контролируют в принципе весь рынок. И опять же не факт, что они купят всё. Хотя в стране потенциальных покупателей очень много. Но они не в состоянии приобрести всю привезенную продукцию, им достаточно в месяц одного контейнера, — рассказывает эксперт.
По мнению эксперта, существует необходимость налаживать систему сбыта. Можно в качестве примера взять существовавший в СССР «Дальрыбсбыт». Вполне может быть, что со временем продавцам и покупателям поможет найти друг друга недавно открывшаяся рыбная биржа, находящаяся во Владивостоке.
Возлагают большие надежды на рыбный кластер, который планируют построить в Приморье. Когда строительство завершится и он заработает, рыбаки будут иметь гарантированный рынок сбыта.
Отсутствие этого кластера на данный момент порождает цепочку посредников, которые накручивают на продукцию свой процент. Ведь именно это, а не высокая себестоимость, делает рыбку на прилавках «золотой».
По утверждению рыбаков, на продукцию цены они не поднимали. Со слов представителя одной из промысловых компаний, сельдь, которую поставляют им рыбаки, в зависимости от размера в среднем оценивается за килограмм в 25-35 рублей. Перевалка тоже не стоит огромных денег. Алексей Златкин утверждает, что обработка в порту одного килограмма рыбы стоит 90 копеек, и цены уже не индексировались несколько лет.
Основная и самая емкая составляющая себестоимости — это железнодорожный тариф. В данное время правительство будет рассматривать возможность субсидирования перевозок. Предоставить субсидии могут в размере около 0,5 миллиарда рублей, предназначенных на перевозку 100 тысяч тонн сельди.
НОВИНКИ КАТАЛОГА:
Интересные рецепты:
Приготовление тушеного свиного сердца